«Средства действительно планируется выделить очень и очень крупные. До 2015 года на нанотехнологии и наноиндустрию намечено ассигновать около 200 миллиардов рублей. При этом из них 130 миллиардов планируется выделить до конца этого года», – заявил в минувший четверг первый заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов на заседании правительственного совета по нанотехнологиям.
Приставка «нано» (обозначает масштаб объектов 10-9 м) вообще стала чрезвычайно модной в последнее время. Кажется, все сговорились – превратим Россию в самую крупную нанодержаву!
По сути же, речь идет о создании альтернативной нынешней системе государственного прежде всего финансирования неакадемической фундаментальной науки и прикладных разработок (НИОКР). «Фундаментальная наука вне Российской академии наук фактически сегодня не финансируется, – подчеркивает Михаил Ковальчук, директор РНЦ «Курчатовский институт»; этот Центр выбран в качестве головной научной организации в стране, работающей по тематике «нано». – [Стратегия развития наноиндустрии, принятая 24 апреля 2007 года] должна решить проблему финансирования развития технологической инфраструктуры».
Заметим, кстати, что мало кто еще понимает, что это такое – нанотехнологии, – не только в России, но и в мире. Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (OECD), только через два года планирует завершить работу по определению понятийного аппарата: что можно относить к нанопродуктам, их классификацию. «Как такового мирового рынка нанопродукции сейчас не существует», – подтвердил недавно Александр Хлунов, директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ, выступая на заседании круглого стола, организованного фондом «Открытая экономика».
Академик Михаил Алфимов, директор Центра фотохимии РАН, на том же заседании, говоря об оценках стоимости товарного рынка нанопродуктов, подчеркивал: «Они [нанопродукты] уже по прошлому году составляют несколько сот миллиардов долларов. Важно, что эти деньги набираются из очень многих сфер. Не просто электроника, а это и текстильные материалы, и производство пищи, мембраны, катализаторы и т.д. [┘] Надо понимать, что эта сумма составляет малую долю по сравнению со стоимостью всех товаров, которые производятся в мире».
Вообще вся эта мировая наноистерия напоминает просто ребрендинг, как модно сегодня говорить, давно известных и с успехом используемых понятий. Как будто раньше химики-органики не конструировали новые макромолекулы, биологи – новые вирусы, материаловеды – новые марки стали. Еще при жизни «вождя всех народов» советские ученые и инженеры получали закрытые Сталинские премии за разработку ультрадисперсных, то есть как раз имеющих наномасштаб, материалов┘
Как бы там ни было, на днях Государственная Дума РФ в первом чтении одобрила законопроект о создании Российской корпорации нанотехнологий – некоммерческой организации в форме государственной корпорации. Создается гигантская, судя по всему, госкорпорация, которая займется нанонаукой, нанотехникой и нано же технологией. Правда, никто не говорит, что будет на выходе из этой корпорации. Вернее, говорят: ВСЁ! Например, уже прозвучали бодрые заявления, что вторая наша национальная гордость – дороги – будут строиться с использованием наноматериалов (нанощебень? наногудрон? нанобетон?).
Нет, недаром руководитель «Роснауки» Сергей Мазуренко еще в начале года, когда программа по нанотехнологиям проходила согласования, заявлял: «Сейчас нет проблемы в деньгах, есть проблема в хороших проектах»...
А пока, на одном из факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова в экзамены по аспирантскому минимуму, на всякий случай, наверное, включен вопрос: «В.В.Путин и развитие нанотехнологий в России». Короче, партия сказала: «Нано!»
Но событиям реальной жизни свойственно легко и просто складываться в совсем уж, казалось бы, немыслимые пазлы.
Именно в тот день, когда Сергей Иванов расписывал прелести будущей наножизни («┘разработка и применение нанотехнологий предоставляет реальную возможность создать современную экономику, поднять уровень жизни населения и обеспечить должную безопасность страны»), в Министерстве внутренних дел заявили, что через 2–3 года переоденут всех сотрудников МВД в новую униформу. Изготавливать ее будут, конечно, по импортной технологии, из импортной же мембранной ткани (хорошо впитывает пот, в то же время отлично вентилируется, обладает повышенной прочностью и термостойкостью; короче, продукт тех самых нанотехнологий). Только кому надо такое нано?